Сегодня
14.09.2025

 

советы учителя-логопеда — дефектолога

«Если ребенок не хочет          заниматься…»

Учитель-логопед: Монголина А.А.

Частой проблемой при организации занятий дома является нежелание ребенка заниматься. Родители жалуются на  то, что ребёнка трудно усадить, он демонстрирует выраженный негативизм и абсолютно ничего не хочет делать. Приходится ходить за ним по пятам с картинками, книжками и другими пособиями в надежде на проявление хотя бы мимолётного интереса. К сожалению, это довольно распространённая проблема. И чем младше возраст или чем более выражено нарушение у ребенка, тем она стоит всё острее. Вот несколько советов, которые позволят сделать занятия эффективными… (скачать)

 

 

«Найдем время для игры!»

Учитель-логопед: Монголина А.А.

«Мама, давай поиграем!». Согласитесь, вы слышали эту фразу далеко не один раз. После нее, невольно отмахиваясь, ссылались на занятость домашними делами или работой. Ребенок обиженно надувал губки, а вы, всучив ему в руки свой мобильный, могли выиграть для себя еще немного времени.

Один из главных мифов, витающий между мамочками, о том, что для игры с детьми обязательно специальное оборудование и подготовка; дорогие, яркие игрушки, застилающие стеллажи магазинов, и новинки игр, мелькающие на экранах ТВ.

Это займет много времени – миф номер два.

На самом деле, существует немало игр, не требующих от вас специальных временных и денежных затрат (вы можете играть, даже готовя ужин).

Сегодня мы рассмотрим те из них, которые направлены на речевое развитие ребенка.

Напомним, что развитие речи – это не только формирование правильного звукопроизношения, но и фонематического слуха (умения различать речевые звуки), грамматического строя речи (у детей часто наблюдаются такие ошибки: «красивая» лицо, много «дерев»).

Это и постоянное обогащение словарного запаса (например, дети редко используют в своей речи прилагательные); развитие связной речи (часто дети не могут рассказать родителям о проведенном в детском саду дне, походе в театр и др.).

Предлагаем вам игры, которые помогут формированию у вашего ребенка умения грамотно, последовательно и связно выражать свои мысли, используя максимально точные для определенной ситуации слова… (скачать)

 

 

 

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Что такое графомоторный навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева — направо, сверху — вниз, вперед — назад);

Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

Изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму? (скачать)

 

 

7 развивающих игр с пуговицами

Учитель-логопед Монголина А.А.

Мы много говорим о том, что развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи. В этой публикации мне хотелось бы представить игры и упражнения с использованием обыкновенных пуговиц, которые способствуют развитию тактильных ощущений и тонких движений пальцев рук.

Предложите своему ребёнку для игры пуговицы разной формы, фактуры, величины и цвета. Благодаря таким играм, у детей развивается не только мелкая моторика, но и закрепляется знание формы, цвета и размера…. (скачать)

 

Логопедические игры на тему «Зима»

Учитель-логопед Монголина А.А.

Речевое развитие ребенка является крайне важным фактором комплексного развития личности. От того, насколько четкой и правильной будет речь, зависит способность к коммуникации с другими детьми и взрослыми, а также успешность обучения в школе. Правильная речь является важным фактором нормального психического развития ребенка и фактическим показателем его готовности к учебному процессу.

К сожалению, количество детей с различными речевыми нарушениями только растет. Объясняется это разными факторами, включая тяжелое течение беременности, патологии развития плода, педагогическую запущенность и другие причины. В результате этого, если не проводилась соответствующая логопедическая коррекция, ребенок к 6-7 годам оказывается фактически не готов к обучению в школе из-за проблем с устной и письменной речью.

В логопедической практике используются разные методики, которые оказываются эффективными в преодолении дефектов речи. Активно применяются логопедические игры, которые используются для формирования правильной речи, а также устранения различных ее нарушений. В ходе игровых занятий ребенок обогащает свой словарный запас, у него расширяются знания об окружающем мире, развиваются коммуникативные навыки и связная речь… (скачать)

 

Упражнения для развития подвижности губ.

Учитель-логопед Монголина А.А.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) — округлить губы, для с(з) — растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения… (скачать)

 

Поговорим о связной речи

Учитель-логопед: Тихонова Е.О.

     Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что помимо этих знаний есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи. Что же означает понятие «связная речь»?..  

 

 

 «Как выполнять рекомендации учителя-логопеда дома»

Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
— Что за наказанье?

Учитель-логопед: Тихонова Евгения Олеговна 
    

Часто родители считают, что если ребенок попал в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??? Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения  заданий по рекомендации логопеда. Логопед  пишет в нее задания и просит еженедельно  брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации  с ребенком.  Зачем, если логопед и так занимается с  детьми практически ежедневно?   Давайте разберемся …

 

 

Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Параметры правильного ротового выдоха:.. (скачать)

8 игр на развитие грамматического строя речи

Овладение ребёнком грамматическими формами языка имеет важное значение для его полноценного общения, так как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с общим недоразвитием речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. В дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.

Для развития грамматического строя речи можно использовать дидактические игры… (скачать)

 

 

Чем полезны игры с песком

Игры с песком способствуют развитию индивидуальных способностей у детей. Играя с песком, создавая разные фигуры из песка, дети могут выражать свои настоящие чувства и переживания.

Песок – универсальный строительный материал, с помощью которого можно осуществить свою фантазию, вылепить замок, создать необычную фигуру.

Песочная терапия – это способ снижения внутреннего напряжения, который положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Занятия с использованием песка раскрывают скрытые возможности ребёнка, способствуют развитию творческих способностей, образного мышления, тонкой моторики рук и разных компонентов речи. Хочу предложить подборку развивающих игр с использованием песка… (скачать)

 

 

Речь начинается со звукоподражаний

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.

Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.

Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию… (скачать)

 

«Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов»

 В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута.  

Таким образом, после того, как логопед научил ребенка произносить звук,  необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок больше времени проводит в детском саду, очень важна роль воспитателя в процессе автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребѐнка негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!  

Учитель-логопед Монголина А.А.

 

7 советов учителя — логопеда родителям детей от 0–1 года и 1–3 года

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей. 

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными.

Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

Почему дети не говорят???… (читать далее)

Монголина А.А., учитель-логопед филиала №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

 

 

Родителям на заметку.

В каких случаях надо обращаться за консультацией к логопеду.

Учителя-логопеды часто сталкиваются с запущенными речевыми проблемами, когда для их устранения требуется длительное время. Как правило, к логопеду начинают обращаться в 5 – 6 лет. Бытует мнение не только среди родителей, но и среди педагогов и врачей, что все речевые нарушения до 5 лет не должны вызывать опасений. Безусловно, это глубокое заблуждение. Не все нарушения проходят сами собой. Позднее обращение к логопеду влечет за собой появление психологических проблем, трудности при овладении письмом и чтением, общении со взрослыми и сверстниками. Иногда помощь логопеда требуется уже в раннем возрасте… (читать далее).

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Советы учителя-логопеда по  развитию речи у детей раннего дошкольного возраста

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

 Монголина А.А., учитель-логопед филиала №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

 

Речевое развитие ребенка от 1 до 7 лет.

Речевое развитие ребенка от 1 до 2 лет. Ваш малыш недавно отпраздновал свой первый день рожденья. Наступает новый этап в его, да и в вашей жизни.Малыш уже многое может понять, но пока ему очень сложно выразить словами свои мысли и желания. А как много хочется сказать! Помогите ему. Для этого нужно целенаправленно заниматься развитием речи своего карапуза. Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик. Давайте разберемся, как развивается речь в этом возрасте. (читать далее)

Гилева С.А., учитель-логопед

 

 

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем (скачать материа на тему ««Почему ребенок не говорит? Как развить его речь?»)

 

Уважаемые родители! Представляем вашему вниманию видео-консультацию учителя-логопеда Гелевой Светланы Андреевны «Игры стимулирующие развитие речи»

 

Нейропсихологический подход в логопедии

Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого — коррекционной работы.

На что направлены нейропсихологические упражнения:

-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

-активизация речи;

-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д. 

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе… (читать далее)

Минина Юлия Валерьевна, учитель-логопед МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

 

 

«Роль сказки в жизни ребенка»

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло… (читать далее)

Крамаренко Н.Н.,  

учитель — дефектолог МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

 

 

«Развитие связной речи детей в семье»

Как помочь ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий».

Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях… (читать далее)

 

Тихонова Евгения Олеговна, учитель-логопед МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

 

 

«Необходимость развития речевого дыхания»

Дошкольный возраст — решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать… (читать далее)

Минина Юлия Валерьевна,

учитель-логопед МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

 

 

 «Весело играем – речь развиваем»

       Очень часто у дошкольников  возникают   проблемы общения со сверстниками,  из – за скудного словарного запаса: они не умеют составлять предложение из слов, неправильно согласовывают слова в предложении. У ребёнка  часто  нарушено не только звукопроизношение, но и внимание,  неразвито логическое мышление,  память.

     Поэтому задача  родителей  научить детей грамотно, правильно излагать свои мысли, пересказывать и рассказывать об увиденном или прочитанном.  Вашим помощником будет игра со словом.

     Играть со словом детям не менее интересно, чем с игрушкой, планшетом, телефоном,  а игра  вместе, со взрослым делает её полезной и желанной… (читать далее)

Чумак Е.Ю., учитель-логопед.

Корчукова Л.Ф., учитель-логопед.

 

Родителям о речи ребенка

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Младенческий возраст

Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

7—10 месяцев

 Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

10—12 месяцев

Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

Ранний возраст

Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.

Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).

Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

Дошкольный возраст

Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака пес, пачкать грязнить, смотреть глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар соль, холодный горячий, улыбаться хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

Речевые трудности у детей

  1. Ребенок не говорит совсем.

ОТСУТСТВИЕ   РЕЧИ   В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ! Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!

  1. Задержка на стадии называния.

Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи — жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

*Говорит, как маленький.

*Невнятная речь.

*Не хочет говорить.

*В речи появились запинки.

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребенка могут помочь в этом специалистам.

Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть данные об истории развития.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

*достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;

*правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;

*были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

*формировалась потребность в общении.

Речь детей формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.

Без наличия языковой среды немыслимо развитие речи. У глухонемых родителей, например, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 4—5 лет). Чем больше ребенок повседневно общается с окружающими его людьми, тем раньше и лучше начинает говорить.

Игнорирование взрослыми особенностей детской речи очень вредно. Многие родители думают, что малышам не следует помогать, что это бесполезно, что ребенок вырастет и сам научится говорить. Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет.

Насколько прочно таким путем закрепляются у детей на долгое время несовершенства речи.

Но это не значит, что надо говорить с маленькими детьми обязательно по-взрослому. Соответственно возрасту закономерно приспособляться к речевым возможностям ребенка и употреблять наряду с обычными словами более легкие, как-то: мяу, вау-вау, бай-бай и т. п., постепенно, без особой задержки заменяя их более сложными, но доступными для подражания названиями {киса, Боба и т. п.). Говорить же трех- или четырехлетнему ребенку: дя-й вместо дай, масюсенький вместо маленький, тпруа вместо гулять непозволительно.

На основе проведенных опытов и обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то и отстает речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Из этого сами делайте выводы: с ребенком надо лепить, рисовать, делать массаж пальчиков и различные упражнения.

Материал подготовили:

Чумак Е.Ю., учитель – логопед

Корчукова Л.Ф., учитель – логопед

 

 

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

DSCN2901В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы  разработали  проект  по теме:   «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Основная цель которого – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

Мы собрались с родителями за круглым столом обсудить вопрос  о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большойDSCN2922 интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Родители называли наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и комментировали свой выбор: эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения, общение ребёнка с другими детьми, речь взрослого – образец для подражания, развитие мелкой моторики рук, чтение детской художественной литературы, игры  ребёнка  со взрослыми  и сверстниками.

Также мы говорили о том, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста, чем мы должны заниматься с ребёнком: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, обучение рассказыванию – связная речь.

В ходе дискуссии решались  проблемные ситуации, например:

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем,  хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали  к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказатDSCN2910ь о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

Вопросы:

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева листок? Найди дерево по описанию.

Каждый родитель имел  возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников  в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка. Мы предложили родителям поиграть вместе с детьми.

  1. «Цепочка слов»

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Родитель: Кошка, бывает какая?

Ребенок: Пушистая, ласковая, разноцветная…

Родитель: Что еще бывает разноцветным?

Ребенок: Радуга, платье, телевизор…

Родитель: Каким еще может быть платье?

Ребенок: Шелковым, новым, прямым…

Родитель: Что еще может быть прямым?

Ребенок: Линия, дорога, взгляд… и т.д.

  1. «Семейная олимпиада»

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы: какой, какая, какое, какие. Например: трава (какая она?) : зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная.  Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

3.»Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное — яблоко, кресло, платье.

Желтая — репа, краска, сумка.

Синий — василек, баклажан, карандаш.

4.»Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

5.»Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

Друг-враг, день-ночь, жара-холод, зло-добро, правда-ложь, хорошо-плохо, тяжело-легко, высоко-низко, можно-нельзя, трудно-легко, быстро-медленно, говорить-молчать, покупать-продавать, поднимать -опускать, горячий-холодный, низкий-высокий и т.д.

Наше мероприятие закончилось совместной продуктивной деятельностью — изготовлением игрушек-шумелок из бросового материала, которые способствуют развитию фонематического слуха детей. Изготовив забавные игрушки своими руками, дети с помощью них показали сказку – шумелку «Трусливый заяц». Восторженные зрители наградили артистов заслуженными аплодисментами.

Мы хотим выразить  благодарность родителям за активное участие в мероприятии. Очень хочется, чтобы все то, что вы  узнали, вам пригодилось в воспитании и развитии ваших детей. Нам было приятно с вами общаться. Всего  доброго!

 

                                                                              Воспитатель: Петелина Т.В.

                                                                              Учитель-логопед: Головня М.Р.

РЕЧЕЦВЕТИК

(логопедический практикум)

    

Речь — самая сложноорганизованная и вместе с тем самая хрупкая функция человеческого мозга. Мы можем сравнивать ее с цветком, где каждый лепесток обозначает ту или иную систему, участвующую в речевом развитии, это речевые центры коры головного мозга и нервные пути, органы слуха, артикуляционный, голосообразующий и дыхательный аппарат. Повреждение любого из этих отделов приводит к различным речевым нарушениям. Сложна организация речевой деятельности. Следовательно, и коррекционную работу нужно проводить по нескольким направлениям.

Сегодня я хочу познакомить вас с упражнениями, направленными на развитие всех этих систем, и мы попытаемся их освоить.

Еще в древности возникло такое иносказательное выражение: «Ум человека находится на кончиках пальцев». В настоящее время установлено, что речевой центр коры головного мозга находится в непосредственной близости от центра мелкой моторики, то есть, воздействуя на один, одновременно воздействуем на другой. Иными словами, на речевые центры мы можем воздействовать через мелкую моторику. (Прикрепляем к белому цветку цветной лепесток с надписью «Развитие мелкой моторики рук».) Тонкая моторика-это основа всего речевого развития.

  1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

1)Пальчиковая гимнастика (под музыку)

Ай, тари, тари, тари!

Куплю Маше янтари! Растирание ладоней друг о друга.

Останутся деньги-         Попеременно сцеплять одноименные пальцы между собой в виде  крючков.                

Куплю Маше серьги!

Останутся пятачки-

Куплю Маше башмачки!

Останутся грошики-

Куплю Маше ложки!

Останутся полушки-

Куплю Маше подушки!

     Упражнение на развитие мелкой моторики рук полезно сочетать с элементами самомассажа.

2) Самомассаж «Комарики».

Дарики, дарики,             Руки складываем щепотью, описываем круги.

Ай, да комарики!

Вились, кружились,

В щечки вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!       Легкое пощипывание.

Дарики, дарики,             Руки складываем щепотью, описываем круги.

Ай, да комарики!

Вились, кружились,

В носик вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!       Легкое пощипывание.

Дарики, дарики,              Руки складываем щепотью, описываем круги.

Ай, да комарики!

Вились, кружились,

В ушки вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!        Легкое пощипывание.

Дарики, дарики,

Закусали нас комарики.

Ай, да комарики! Хлоп!  Хлопок.

Молодцы!

3)Игровое упражнение «Волшебные прищепки».

-Посмотрите, какая замечательная весенняя картинка! Но что это? Солнышко без лучей, цветы без лепестков, даже ежик без колючек! Но мы можем все исправить. Работать будем в парах: один из вас держит деталь за нить и немного покачивает, а другой в это время пытается нацепить на силуэт прищепки (раздаю картонные изображения).

Музыкальное сопровождение. В конце игры картинки с прищепками помещаем на магнитную доску.

-Основой звучащей речи, источником образования звуков голоса является речевое дыхание. (Прикрепляем лепесток с надписью «Развитие речевого дыхания».) Основная проблема речевого дыхания детей заключается в слабом или толчковообразном выдохе или в неправильном направлении воздушной струи.

  1. Упражнения на развитие длительной направленной воздушной струи.    1)«Загони мяч в ворота».

-Мы с вами футболисты, перед нами – импровизированные ворота и ватный мяч. Наша задача – загнать мяч в ворота, сильно и длительно дуя на него, не надувая щек. Нужно забить гол 2-3 раза.

2) «Кораблик».

— Теперь мы капитаны корабля, и наш корабль отправляется дальнее плавание. Нужно сильно и долго дуть на парус, не надувая щек. Чей кораблик быстрее доплывет до пртивоположного берега?

3) «Стихотворный забег».

— Речевой выдох должен быть долгим. Необходимо уметь распределять выдыхаемый воздух. Потренируемся с помощью стихотворения. Мне нужны два помощника. Читаем стихотворение на одном выдохе. Как только набранный воздух кончается, стукнуть мячом о пол.

ЯГОДКА ПО ЯГОДКЕ.

Собирала я в лесу

Ягоду малину.

Я домой не донесу

Полную корзину.

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке –

Дело подвигается,

Ягод убавляется…

Солнце греет горячо,

Далека дорога.

Не отведать ли еще

Ягодок немного?

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке –

Тают, как снежинки,

Ягодки в корзинке.

Закатилось солнышко,

Показалось донышко,

А на донышке видна

Только ягодка одна.

Не идти же с ней домой!

Съем ее – и с плеч долой!

— Важное место в коррекционной работе отводится выработке звонкого, свободного звучания голоса, развитию его силы и диапазона. Голос передает эмоциональное остояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах. Итак, следующее направление – развитие голосовых возможностей (прикрепляем следующий лепесток).

  1. Упражнение на развитие голосовых возможностей.

«Коровы и телята».

— Представьте себе, что мы с вами на лугу. Кто пасется на лугу? Правильно, на вашем лугу пасутся коровы (показ игрушки), а на вашем – телята (показ игрушки).

— Как коровы зовут своих телят? (Низким голосом: «Му-у-у!»)

— Как отвечают телята? (Высоким голосом: «Му-у-у!»)

Затем группы меняются ролями.

— Важным условием правильного речепроизводства является сформированный речевой или фонематический слух, с помощью которого мы различаем звуки речи. (Цветной лепесток «Развитие фонематического слуха».) По выражению ученых лингвистов, без фонематического слуха невозможна генерация речи.Основой речевого слуха является неречевой слух.

  1. Игровое упражнение на развитие неречевого слуха.

«Птичка и медведь».

— К нам сегодня пришел большой медведь и прилетела маленькая птичка, но мы их не видим, а только слышим. Как вы думаете, кто это? А это кто? Все встают вкруг и имитируют движения медведя или птички согласно услышанному звуку.

— Развитие подвижности артикуляторных органов происходит под воздействием артикуляционной гимнастики. (Цветной лепесток «Развитие артикуляционной  стихотворением о веселом язычке, а помогать нам будет квакуша.)

  1. Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

Язычок знаком нам, дети,

Мы его улыбкой встретим.

Это язычок пришел.

Вправо он сейчас пошел.

Все что, нужно, увидал

И налево зашагал.

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко.

Он окно не закрывает,

Кверху кончик поднимает.

Он окно не закрывает,

Книзу кончик опускает.

Ротик свой не закрывает,

Он лошадок приглашает.

Поиграл наш язычок,

Лег поспать он и молчок.

Надо заметить. Что выполняемые упражнения детям знакомы, поэтому выполняются без устных комментариев.

     Гимнастика для жевательных мышц под музыкальное сопровождение.

Звучит песенка Чебурашки.

-Открыть и закрыть рот-3 раза.

-Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение-3 раза.

-Надуть щеки, затем расслабить-3 раза.

-Втянуть щеки, затем расслабить-3 раза.

-Выполнять движения нижней челюстью: вправо, влево.

-Мы с вами познакомились с теми направлениями, по которым необходимо проводить коррекционное воздействие на речь ребенка: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, голосовых возможностей, фонематического слуха и артикуляционной моторики. Данные и подобные им упражнения можно выполнять как в групповой, так и в индивидуальной работе. Действуя сообща, оказывая детям комплексную поддержку, мы поможем расти им здоровыми людьми, ведь речь является основной составляющей общего здоровья человека.

Учитель — логопед: Головня Марина Романовна