user-avatar
Сегодня
21.08.2017

 

советы логопеда

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

DSCN2901В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы  разработали  проект  по теме:   «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Основная цель которого – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

Мы собрались с родителями за круглым столом обсудить вопрос  о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большойDSCN2922 интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Родители называли наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и комментировали свой выбор: эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения, общение ребёнка с другими детьми, речь взрослого – образец для подражания, развитие мелкой моторики рук, чтение детской художественной литературы, игры  ребёнка  со взрослыми  и сверстниками.

Также мы говорили о том, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста, чем мы должны заниматься с ребёнком: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, обучение рассказыванию – связная речь.

В ходе дискуссии решались  проблемные ситуации, например:

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем,  хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали  к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказатDSCN2910ь о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

Вопросы:

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева листок? Найди дерево по описанию.

Каждый родитель имел  возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников  в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка. Мы предложили родителям поиграть вместе с детьми.

  1. «Цепочка слов»

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Родитель: Кошка, бывает какая?

Ребенок: Пушистая, ласковая, разноцветная…

Родитель: Что еще бывает разноцветным?

Ребенок: Радуга, платье, телевизор…

Родитель: Каким еще может быть платье?

Ребенок: Шелковым, новым, прямым…

Родитель: Что еще может быть прямым?

Ребенок: Линия, дорога, взгляд… и т.д.

  1. «Семейная олимпиада»

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы: какой, какая, какое, какие. Например: трава (какая она?) : зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная.  Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

3.»Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное — яблоко, кресло, платье.

Желтая — репа, краска, сумка.

Синий — василек, баклажан, карандаш.

4.»Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

5.»Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

Друг-враг, день-ночь, жара-холод, зло-добро, правда-ложь, хорошо-плохо, тяжело-легко, высоко-низко, можно-нельзя, трудно-легко, быстро-медленно, говорить-молчать, покупать-продавать, поднимать -опускать, горячий-холодный, низкий-высокий и т.д.

Наше мероприятие закончилось совместной продуктивной деятельностью — изготовлением игрушек-шумелок из бросового материала, которые способствуют развитию фонематического слуха детей. Изготовив забавные игрушки своими руками, дети с помощью них показали сказку – шумелку «Трусливый заяц». Восторженные зрители наградили артистов заслуженными аплодисментами.

Мы хотим выразить  благодарность родителям за активное участие в мероприятии. Очень хочется, чтобы все то, что вы  узнали, вам пригодилось в воспитании и развитии ваших детей. Нам было приятно с вами общаться. Всего  доброго!

 

                                                                              Воспитатель: Петелина Т.В.

                                                                              Учитель-логопед: Головня М.Р.

РЕЧЕЦВЕТИК

(логопедический практикум)

    

Речь — самая сложноорганизованная и вместе с тем самая хрупкая функция человеческого мозга. Мы можем сравнивать ее с цветком, где каждый лепесток обозначает ту или иную систему, участвующую в речевом развитии, это речевые центры коры головного мозга и нервные пути, органы слуха, артикуляционный, голосообразующий и дыхательный аппарат. Повреждение любого из этих отделов приводит к различным речевым нарушениям. Сложна организация речевой деятельности. Следовательно, и коррекционную работу нужно проводить по нескольким направлениям.

Сегодня я хочу познакомить вас с упражнениями, направленными на развитие всех этих систем, и мы попытаемся их освоить.

Еще в древности возникло такое иносказательное выражение: «Ум человека находится на кончиках пальцев». В настоящее время установлено, что речевой центр коры головного мозга находится в непосредственной близости от центра мелкой моторики, то есть, воздействуя на один, одновременно воздействуем на другой. Иными словами, на речевые центры мы можем воздействовать через мелкую моторику. (Прикрепляем к белому цветку цветной лепесток с надписью «Развитие мелкой моторики рук».) Тонкая моторика-это основа всего речевого развития.

  1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

1)Пальчиковая гимнастика (под музыку)

Ай, тари, тари, тари!

Куплю Маше янтари! Растирание ладоней друг о друга.

Останутся деньги-         Попеременно сцеплять одноименные пальцы между собой в виде  крючков.                

Куплю Маше серьги!

Останутся пятачки-

Куплю Маше башмачки!

Останутся грошики-

Куплю Маше ложки!

Останутся полушки-

Куплю Маше подушки!

     Упражнение на развитие мелкой моторики рук полезно сочетать с элементами самомассажа.

2) Самомассаж «Комарики».

Дарики, дарики,             Руки складываем щепотью, описываем круги.

Ай, да комарики!

Вились, кружились,

В щечки вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!       Легкое пощипывание.

Дарики, дарики,             Руки складываем щепотью, описываем круги.

Ай, да комарики!

Вились, кружились,

В носик вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!       Легкое пощипывание.

Дарики, дарики,              Руки складываем щепотью, описываем круги.

Ай, да комарики!

Вились, кружились,

В ушки вцепились!

Кусь-кусь-кусь-кусь!        Легкое пощипывание.

Дарики, дарики,

Закусали нас комарики.

Ай, да комарики! Хлоп!  Хлопок.

Молодцы!

3)Игровое упражнение «Волшебные прищепки».

-Посмотрите, какая замечательная весенняя картинка! Но что это? Солнышко без лучей, цветы без лепестков, даже ежик без колючек! Но мы можем все исправить. Работать будем в парах: один из вас держит деталь за нить и немного покачивает, а другой в это время пытается нацепить на силуэт прищепки (раздаю картонные изображения).

Музыкальное сопровождение. В конце игры картинки с прищепками помещаем на магнитную доску.

-Основой звучащей речи, источником образования звуков голоса является речевое дыхание. (Прикрепляем лепесток с надписью «Развитие речевого дыхания».) Основная проблема речевого дыхания детей заключается в слабом или толчковообразном выдохе или в неправильном направлении воздушной струи.

  1. Упражнения на развитие длительной направленной воздушной струи.    1)«Загони мяч в ворота».

-Мы с вами футболисты, перед нами – импровизированные ворота и ватный мяч. Наша задача – загнать мяч в ворота, сильно и длительно дуя на него, не надувая щек. Нужно забить гол 2-3 раза.

2) «Кораблик».

— Теперь мы капитаны корабля, и наш корабль отправляется дальнее плавание. Нужно сильно и долго дуть на парус, не надувая щек. Чей кораблик быстрее доплывет до пртивоположного берега?

3) «Стихотворный забег».

— Речевой выдох должен быть долгим. Необходимо уметь распределять выдыхаемый воздух. Потренируемся с помощью стихотворения. Мне нужны два помощника. Читаем стихотворение на одном выдохе. Как только набранный воздух кончается, стукнуть мячом о пол.

ЯГОДКА ПО ЯГОДКЕ.

Собирала я в лесу

Ягоду малину.

Я домой не донесу

Полную корзину.

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке –

Дело подвигается,

Ягод убавляется…

Солнце греет горячо,

Далека дорога.

Не отведать ли еще

Ягодок немного?

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке –

Тают, как снежинки,

Ягодки в корзинке.

Закатилось солнышко,

Показалось донышко,

А на донышке видна

Только ягодка одна.

Не идти же с ней домой!

Съем ее – и с плеч долой!

— Важное место в коррекционной работе отводится выработке звонкого, свободного звучания голоса, развитию его силы и диапазона. Голос передает эмоциональное остояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах. Итак, следующее направление – развитие голосовых возможностей (прикрепляем следующий лепесток).

  1. Упражнение на развитие голосовых возможностей.

«Коровы и телята».

— Представьте себе, что мы с вами на лугу. Кто пасется на лугу? Правильно, на вашем лугу пасутся коровы (показ игрушки), а на вашем – телята (показ игрушки).

— Как коровы зовут своих телят? (Низким голосом: «Му-у-у!»)

— Как отвечают телята? (Высоким голосом: «Му-у-у!»)

Затем группы меняются ролями.

— Важным условием правильного речепроизводства является сформированный речевой или фонематический слух, с помощью которого мы различаем звуки речи. (Цветной лепесток «Развитие фонематического слуха».) По выражению ученых лингвистов, без фонематического слуха невозможна генерация речи.Основой речевого слуха является неречевой слух.

  1. Игровое упражнение на развитие неречевого слуха.

«Птичка и медведь».

— К нам сегодня пришел большой медведь и прилетела маленькая птичка, но мы их не видим, а только слышим. Как вы думаете, кто это? А это кто? Все встают вкруг и имитируют движения медведя или птички согласно услышанному звуку.

— Развитие подвижности артикуляторных органов происходит под воздействием артикуляционной гимнастики. (Цветной лепесток «Развитие артикуляционной  стихотворением о веселом язычке, а помогать нам будет квакуша.)

  1. Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

Язычок знаком нам, дети,

Мы его улыбкой встретим.

Это язычок пришел.

Вправо он сейчас пошел.

Все что, нужно, увидал

И налево зашагал.

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко.

Он окно не закрывает,

Кверху кончик поднимает.

Он окно не закрывает,

Книзу кончик опускает.

Ротик свой не закрывает,

Он лошадок приглашает.

Поиграл наш язычок,

Лег поспать он и молчок.

Надо заметить. Что выполняемые упражнения детям знакомы, поэтому выполняются без устных комментариев.

     Гимнастика для жевательных мышц под музыкальное сопровождение.

Звучит песенка Чебурашки.

-Открыть и закрыть рот-3 раза.

-Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение-3 раза.

-Надуть щеки, затем расслабить-3 раза.

-Втянуть щеки, затем расслабить-3 раза.

-Выполнять движения нижней челюстью: вправо, влево.

-Мы с вами познакомились с теми направлениями, по которым необходимо проводить коррекционное воздействие на речь ребенка: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, голосовых возможностей, фонематического слуха и артикуляционной моторики. Данные и подобные им упражнения можно выполнять как в групповой, так и в индивидуальной работе. Действуя сообща, оказывая детям комплексную поддержку, мы поможем расти им здоровыми людьми, ведь речь является основной составляющей общего здоровья человека.

Учитель — логопед: Головня Марина Романовна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2017 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Все права защищены - Mobile View - Powered by WordPress and Wallow - Удачи!